fbpx
Главная » Блог » Опыт Георгия Пинхасова

Опыт Георгия Пинхасова

Сегодняшним материалом мы открываем новую рубрику в нашем блоге, которую решили назвать ёмким словом Опыт. Здесь будем публиковать высказывания интересных нам фотографов, которые отражают их  художественный метод, взгляды на философию и психологию творчества. Под разными углами посмотрим на искусство фотографии, постараемся расширить свои горизонты и, если повезёт, получить новый Опыт.

Сегодня будем учиться у Георгия Пинхасова. В фотографии он очень давно, почти так же давно, как и в агентстве Magnum Photos, – многие из нас тогда ещё не родились. Но есть ощущение, что сейчас он так же активно снимает и совершенно очевидно пребывает в живом творческом поиске (Instagram фотографа). В интервью Пинхасова разных лет мы обнаружили столько эрудиции, острого ума и нешаблонных взглядов, что они могут способствовать настоящему перевороту представлений о пути фотографа и искусстве в целом. Хотелось поблагодарить за многое, но здесь ограничимся самыми для нас важными цитатами из этих интервью (ссылки – в конце поста) и самыми любимыми плёночными фотографиями автора.

The Experience of Gueorgui Pinkhassov.

With this material, we open a new section in our blog, which we decided to call Experience. Here we will publish interesting photographers’ quotes that reflect their artistic method, their views on the philosophy and psychology of creativity. We will look at the art of photography from different angles, try to expand our horizons and, if we are lucky enough, get a new Experience in practice.

Today we will learn from Gueorgui Pinkhassov. He has been in photography for a very long time almost as long as being member of Magnum Photos. But there is a feeling that now he also shoots actively and quite obviously is in a living creative search (join @Pinkhassov on Instagram to make sure).

In Pinkhassov’s interviews over the years we found so much erudition, keen mind and unconventional wisdom that all of this can help to make real revolution in ideas about the photographer’s path and Art in general. We would like to thank him for many things, especially for this quote and all the great works of course.

‘In my opinion, the photographer’s mistake is that he is looking for something and wants to get something. Only liberation from desire and prejudice can give a chance to find something new. It is ideal to find yourself in an absolute zero, to a pure void, when you do not want anything and you have nothing – no idea, no task. Where only methods and technical capabilities exist. Then the ability to rhyme starts working, and you begin to take advantage of those accidents that fly past you. ‘

©Gueorgui Pinkhassov | Magnum photos

SPAIN. Andalusia. Sevilla. 1993.

Photo © Gueorgui Pinkhassov | Magnum Photos

1. В искусстве слово «учиться» имеет парадоксальную противоположность. В привычном смысле «учиться» – значит повторять за учителем, делать так, как он. Здесь же все по-другому: ученик должен научиться не повторять, то есть – не научиться. Я , как учитель, говорю: научись у меня не повторять за собой и тем более не повторять за мной.

2. Творчество – это инструмент познания мира, которым тебя наградил Всевышний.

3. Особенность Instagram в том, что по-настоящему хорошие фотографии должны каким-то образом биться за внимание зрителя с миллиардом других карточек, а известный фотограф находится в одинаковых условиях со всеми остальными пользователями. Когда ты выставляешься как фотограф агентства Magnum – у тебя фора, к тебе больше внимания, а здесь всё по-другому – у тебя нет форы, тебя никто не знает. В этом заключается феномен Instagram.

4. На мой взгляд, существует два вектора красоты: один идёт в сторону массовой культуры и обезличивания, а второй – в сторону красоты индивидуальной, красоты личности.

MOROCCO. Marrakech. 1998.

Photo © Gueorgui Pinkhassov | Magnum Photos

5. Для меня настоящее искусство, как и настоящее понятие красоты – в ее бесполезности.

6. Я бы сравнил художника с кошкой. В ней тоже есть момент игры и интриги. Она легка, бескорыстна и бесполезна, как само искусство.

7. Визуальное искусство не обязано нести никакого содержания. Так в японской каллиграфии нарисованная буква несёт в себе содержания не более, чем звук. Но эти бессодержательные формы – чувственны. Визуальный мир может вызывать невероятные чувства, так музыка без слов может волновать и вызывать трепет. Фотография должна быть музыкальна, графична, а не литературна.

8. /Меня/ манят поиски новой гармонии. Мне нравится фиксировать гармонию.

9. Как всякий гуманист, Брессон ставил общечеловеческое над национальным. Это для меня важнее всего.

10. Он /Картье-Брессон/ дал нам модель восприятия мира, просто не нужно повторять его композиций. Нужно действовать его методом наблюдения за миром, способностью в диком пространстве найти самую лучшую точку.

11. …шанс, что тебя заметят /во время съёмки/, всегда есть. Ну что ж, тогда приходится выкручиваться. Я советую всегда уступать. Человек имеет право, если он в кадре, удалить снимок.

Photo © Gueorgui Pinkhassov | Magnum Photos

12. Я объясню, почему я предпочитаю малый формат — задача в том, чтобы люди не считывали напрямую информацию с фотографии, а вначале увидели её как иероглиф, увидели её графическую сущность, только форму, затем разгадывали её. Так под властью формы сохраняется тайна. Я делаю небольшие отпечатки, чтобы затруднить разглядывание — чем дольше фотография не разгадана, тем сильнее она вас интригует.

13. Плёнка это класс, это наша молодость, это наша родина, но цифра же имеет больше возможностей. Плёнка по-своему более уникальна, и ошибку при печати вы можете выдать за приём, авторское видение, в этом неповторимость полароидов Тарковского, и вообще существует целая эстетика брака.

SOVIET UNION. Azerbaijan. Baku. 1976. “Self-portrait in a courtyard of Baku”. (Pinkhassov’s reflection).

Photo © Gueorgui Pinkhassov | Magnum Photos

14. Если художник личность, то видна его сущность – он сам…, а если он придумщик – то всего лишь приём, фишка, прикол. Тогда это уже концептуальное искусство, оно примет всё, и даже хохмы.

15. Я пришел к заключению, что мне выгодней поставить на автомат (в режим ‘Р’) все возможные настройки камеры. Зачем я должен всё время менять чувствительность, если камера знает это лучше меня. При съёмке я регулирую только яркость, это освобождает от всего лишнего, работает только интуиция. К тому же, я практически не пользуюсь Photoshop’ом и не умею этого делать.

16. Вы позволяете пространству и времени через вас выдать результат, а потом говорите: …вот, это я придумал… Но не придумал — в искусстве не должно быть своеволия. Любое открытие — это не победа над природой, а скорее победа над собственными предрассудками.

17. На самом деле, это одна из самых больших ошибок в преподавании, то что обучают композиции, продумыванию. Это нужно в коммерческой фотографии, пропаганде. Для восхваления коробки конфет необходима техника, это к искусству не имеет никакого отношения.

18. Всем известно золотое сечение, но это всего лишь один из ритмов, а их множество, и если у человека абсолютный взгляд, то и кроме золотого сечения он сможет придумать собственные визуальные гаммы.

Photo © Gueorgui Pinkhassov | Magnum Photos

19. Когда вы забываете свои фотографии, появляется дистанция, и вы видите их более свободно и свежо, как чужие. Но долго ждать вы не хотите, значит легче всего смотреть глазами другого человека — показывать близким друзьям, смотреть на их реакцию, как они выбирают – при помощи этой техники легче увидеть себя. Чужой человек абсолютно бескорыстен и беспощаден в восприятии, ему наплевать.

20. Моя точка зрения такова, что концепция /проекта, выставки/ появляется из того, что у вас есть, и ничто не снимается специально, ради голой идеи, и не доснимается, как в кино.

21. Трагедия современной прессы в том, что она оказывается всецело во власти предрассудка, стереотипного видения. … Журналист предпочитает льстить, вместо того, чтобы это развеять. Это и есть для меня продажная пресса. Искренняя любознательность — вот истинный разрушитель предрассудков.

Photo © Gueorgui Pinkhassov | Magnum Photos

22. Мечтаете ли вы о славе, хотите сами стать авторитетом, это чисто психологический момент, всё дело в том, насколько вы зависите от собственных рефлексов — честолюбия, жадности, ревности, насколько они находятся под вашим контролем.

23. Человек вообще не должен думать о коммерческом успехе. Он не должен думать о публике, потому что если он будет думать о ней, то сильно потеряет. Он приобретёт гораздо больший успех у публики, если не будет принимать её в расчёт.

24. Пытаться понравиться – это дефект творчества. Когда вы добиваетесь цели – это провал. Удача – когда вы споткнулись и совершили ошибку. Никогда не нужно идти туда, где у вас что-то получилось. Это сковывает творчество. Знаете, практичный человек идёт туда, куда знает. Но творчество непрактично. Это и есть ‘антиповторяемость’. Нетворческий человек практичен, творческий – пытлив.

Photo © Gueorgui Pinkhassov | Magnum Photos

25. Зная, что если пойти в этот лес и пройти по определённой тропинке, ты наберёшь много грибов. То есть ты идёшь туда, где была уже удача…Поэтому, когда вы хотите добиться успеха, вы должны иметь хорошую память, а если вы хотите заниматься творчеством, то впереди нужно пустить интуицию, более хрупкую, более детскую и ранимую часть вашей личности.

26. На мой взгляд, ошибка фотографа в том, что он что-то ищет и чего-то хочет. Только освобождение от желания и предрассудков может дать шанс найти что-то новое. Идеально выйти в абсолютный ноль, в чистую пустоту, когда вы ничего не хотите, и у вас ничего нет – никакой идеи, никакой задачи. Есть только приемы и технические возможности. Тогда начинает работать способность рифмовать, и вы начинаете пользоваться теми случайностями, которые пролетают мимо вас.

Photo © Gueorgui Pinkhassov | Magnum Photos

27. Настоящий художник, снимая постановочную фотографию, воспринимает выставление света и приборов, как предтекст, а потом всё равно реагирует на случайность. Он может поснимать в угоду модели какие-то стереотипные движения, но потом он должен найти что-то новое. Вот эта новизна и есть движение искусства.

28. Я вообще ничего не продумываю. Для меня важна мгновенная реакция на неожиданное, случайно увиденное, потому что интересна фотография случайная. …Открытий не бывает без случайностей. Случайность — это творчество.

Photo © Gueorgui Pinkhassov | Magnum Photos

29. Делая случайную, ненужную, бесполезную фотографию, вы тем самым находите что-то неожиданное. Если вы найдёте что-то случайное – это выигрыш. Импровизация – это выигрыш. Если же вы делаете только то, что умеете делать, то это не интересно. Вы повторяете уже пройденное.

30. Но всё же главное – это найти в себе ребёнка и, воспринимая мир его глазами, обрести новый метод. Потому что старый метод у вас уже есть. Если вы, например, снимаете портреты, то знаете, что на чёрном фоне портрет у вас получится всегда хорошо. Ну так снимите его на чёрном фоне, а потом начинайте экспериментировать, потому что классический портрет – тот, который вы уже снимали сотни раз, – вам уже неинтересен.

JAPAN. Tokyo. 1996. Hotel restaurant.

Photo © Gueorgui Pinkhassov | Magnum Photos

31. Как говорил Эдисон, каждая ошибка – это шаг вперёд. Когда вы фотографируете, то не нужно бояться снять плохую фотографию. Любая ошибка – это доказательство того, что имеется иное, лучшее решение проблемы.

32. …можно набрасываться на пищу, разрывая её на части и проглатывая по несколько кусков, а можно подходить к этому, брать кусочек двумя пальцами и тщательно его пережёвывать. Со временем я понял, что нужно именно набрасываться на эту визуальную пищу, беспорядочно её разглядывая. Это правильный выбор, потому что если бы я делал так, как положено, как учила учительница, то скорее бы стал интеллектуалом, а не художником.

33…Поэтому, когда автор работает на повтор, на него давит эталон, потолок. А должен быть не потолок, а небо.

Photo © Gueorgui Pinkhassov | Magnum Photos

Источники цитат:

Интервью 1

Интервью 2:

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анти-спам: выполните задание


17.41MB | MySQL:149 | 1,682sec